Выставочный комплекс сформировался на периферии города. В течение 5 лет вытесняли локальный цыганский табор и зачищали естественную среду: вырубали лес, заливали болота бетоном. И вскоре на том же месте зацвели пальмы, запели заморские птицы. Комплекс получился гигантским, за что и был прозван «государствомв государстве». Легенда гласит, будто к выставочному центру даже была подведена дополнительная ветка метро «Бескудниковская», предназначенная только для транспортировки экспонатов.
Изначально стояла задача в кратчайшие сроки построить павильоны и похвастаться перед зарубежными гостями, поэтому план освоения ВСХВ выполнялся стихийно: на видовой и сортовой состав растений скоро перестали обращать внимание - высаживали все подряд, лишь бы быстро росло. Из тропического оазиса комплекс превратился в непроходимый лес.
Но стоило расчистить аллеи и павильоны от кустов и деревьев, как открылась самая главная тайна и загадка ВСХВ. Планировка комплекса - мистический символ, оставленныйв наследство главным архитектором проекта Вячеславом Константиновичем Олторжевским. Указ о «масштабном» проекте зодчий воспринял буквально и задумал соорудить центр Вселенной. И надо сказать, идея удалась. На генеральном плане первоначальной ВСХВ явно проглядывает православный крест. Самый центр креста - площадь Механизации, она же солнечная система в миниатюре, вокруг которой сосредоточены девять планет - выставочных павильонов. Архитектор продумал все до мелочей: павильоны точь-в-точь напоминают Сатурнс кольцами или Землю с Луной. Символизировать Солнце должен был памятник Ленину.
«Солнечную систему» Олторжевский заключил в восьмиугольник, в христианской вере символизирующий обретение райского блаженства. Такую ортодоксальную аналогию, к сожалению, уловили и в вышестоящих инстанциях, поэтому главного архитектора сослали в лагерь за Полярный круг, не дав завершить проект. Избавившись от религиозного фанатика, Оргкомитет бросился вдругую крайность. Новым главным архитектором ВСХВ назначиливоинственного атеиста, подрывника храма Христа Спасителя Лазаря Кагановича.
Но примечательно, что «заклинание», которое Олторжевский все же успел наложить на ВДНХ, все же сделало свое дело. Так, во время Великой Отечественной Войны на территорию комплекса не упала ни одна бомба!
Зато в наши дни ВВЦ, похоже, утратил свою волшебную силу. Некогда пышные сады сменились заброшенным буреломом, а грандиозные павильоны обветшали и с молотка идут «гостям столицы», которые заваливают их бытовой техникой и другой ерундой. Сегодняшние 70% сооружений на территории выставочного комплекса считаются устаревшими. А ведь этот универсальный комплекс и поныне остается самым большим культурным объектом, действующим на территории города. Здесь и ленд-арт, и выставочные пространства, и галереи - чего только нет.Так почему вместо того, чтобы использовать грандиозный масштаб и ресурсы ВВЦ, мы теснимся в маленьких галереях и музеях?
Источник: http://www.etoday.ru